Четверг, Февраль 27, 2020

Поиск новостей



Судьба одной европейской нации

Судьба одной европейской нации Вместе с тем, валашская летопись сохранила свидетельства о переселении волохов на север от Дуная. Вообще, обращение не только к молдавским, но и к валашским летописям является одной из особенностей этой книги по сравнению с ее предшественницей. Всего в научном обороте находится шесть валашских летописей, то - есть валашское летописание не Гросул В.Я.

СУДЬБА ОДНОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАЦИИ (По страницам монографии « Молдаване » ) В 1977 г. в Кишиневе вышла книга « Молдаване » , подготовленная сотрудниками Академии наук Молдавской республики и посвященная проблемам истории, этнографии, искусствоведения молдавского народа. Прошло 33 года и заинтересованный читатель получил возможность познакомиться с новой монографией на эту же тему, вышедшей уже в Москве в серии « Народы и культуры ». Ее соавторами стали прежде всего кишиневские обществоведы, а также и московские авторы. Есть среди них и несколько исследователей принимавших также участие в написании первой книги, что сохранило некоторую преемственность между двумя работами. Наличие специальной серии, основанной почти двадцать лет тому назад, предполагало раннее или позднее издание новой книги о молдаванах, но, конечно, треть века привела к накоплению дополнительного исследовательского материала, а бурные события последних десятилетий поставили новые научные задачи, ибо в 1977 г. никто даже бы и не подумал о том, что может быть написана специальная глава о постсоветских этнических процессах, представленная в новом издании.
По сравнению с первой книгой заметно большее внимание уделяется вопросам национального самосознания и, вообще, этнической истории, что прослеживается не только по специальным главам, но и по многим другим разделам книги. Естественно, любая этническая история начинается с проблем этногенеза и данная книга не является исключением. Впрочем, за треть века прошедших с издания первой книги не заметны какие - либо заметные подвижки в этом отношении. Сохранился основной корпус письменных, да и археологических источников, в строю остались и три основные концепции этногенеза восточных романцев - автохтонная, миграционная и адмиграционная. В главе под названием « От волохов к молдаванам » пишется о том, что на оккупированной римлянами территории в Трансильвании даки были почти полностью истреблены ( с. 43 ). В этой связи мы еще раз должны вернуться к тезису о романизованных даках Тезис этот имел многих последователей, но необходимо признать, что в действительности о романизованных даках мы почти ничего не знаем. Древний автор Евтропий, писавший в IV в., подчеркивал отсутствие в Дакии после ее завоевания Траяном мужчин и поселение в этих местах для их хозяйственного освоения колонистов из различных провинций Римской империи. Легионы Траяна, как известно, набирались в Иберии ( Испании), а в сочетании с легионерами переселенцы из различных регионов создали здесь этнический плавильный котел, в котором дакийский элемент, видимо, играл незначительную роль.Таким образом тезис о молдаванах как потомках романизованных даков не может считаться научно доказанным. Романизации подверглись различные этносы и кто из них доминировал в районах на Север от Дуная пока мы не знаем. Возможно это удастся установить в процессе дополнительных антропологических исследований, а, скорое всего, генетикам и биохимикам. Определенные шаги в этом направлении имеются и в данной монографии, где помещен краткий, но весьма насыщенный параграф под названием антропологические данные (с. 15 — 18 ) и подводится итог антропологическим и молекулярно - генетическим исследованиям.
По вопросу же того, осталось ли здесь романизованное население после вывода в конце III в. римской администрации и римской армии автор соответствующей главы считает более приемлемой концепцию изложенную в работах Д.Ончула, Ал. Филиппиде и В. Шишмарева ( с. 48 ). По - видимому после ухода официального Рима из римской Дакии какае - то часть романизованного населения оставалась, но тогда почему в его языке нет ни одного готского слова, хотя готы здесь находились почти столько же, сколько и римляне? Почему несколько веков в источниках ничего об этом населении не говорилосьстоль богато как молдавское. Как известно, молдавским летописям предшествовали славяно -молдавские. Славяно - валашских летописей нет, во всяком случае они не сохранились. Валашские летописи в этой книге используются как один из источников по этнической истории молдаван. Молдаване в этих летописях упоминаются неоднократно и, например, в летописи К. Кантакузино отмечается, что на вопрос « Кто такие ? » валахи и арделяне (трансильванцы ) отвечают - « румыны », «а молдаване отличаются тем, что отвечают: молдован » ( с. 27 ). Это отражение этнической ситуации конца XVII - начала XVIII вв. Здесь же приводятся слова современного румынского историка JI. Боя, писавшего в 1997 г.: «Термин « румын » широко распространяется с первой половины XIX века, но далеко за серединой этого века не смог передвинуть на второй план название молдаван » ( с.28 ).
Специальный параграф монографии посвящен происхождению этнонима «молдаване ». Вопрос этот не новый, он неоднократно поднимался в литературе, что привело к появлению ряда теорий, ни одна из которых не получила всеобщее признание. Как пишется в книге, « зарождение молдавского этнического самосознания, этнонима молдовень - результат последовательных многоступенчатых этнических трансформаций: романизация даков; становление восточных романцев ( волохов ); ассимиляция ими потомков свободных даков Карпато - Днестровских земель; симбиоз восточнокарпатских романцев с восточными славянами (русинами )» ( с. 51 ). Таковы этапы и компоненты молдавского этноса, которые подаются в этой книге. Вместе с тем, они не являются общепризнанными и отражают мнение авторов данного издания. О романизации даков мы уже говорили, о ней мы почти ничего не знаем, и после заселения римской Дакии здесь перемешались самые различные этнические элементы, то - есть романизованные слои из ряда римских провинций, среди которых даки по - видимому были в меньшинстве. Их слияние с уже романизованным населением это большой вопрос. Что касается смешения восточных романцев с вольными даками обитавшими за пределами римской Дакии то это вопрос еще более значительный. Не решен и вопрос о постоянном проживании романизованного населения на север от Дуная. Поэтому не исключено, что предки молдаван пришли из районов на юг от этой реки и были они не романизованными фракийцами ( даками ), а романизованными иллирийцами. Но эта концепция в книге не получила своего отражения, хотя имеет свое право на существование.
Вместе с тем, авторы книги имеют полное основание для присоединения к мнениям тех исследователей, которые утверждают, что самые древние письменные бесспорные свидетельства о стране молдавской включены в документы королевства Венгрии, первое из них относится к 20 марта 1360 г. - terra Moldavanae ( Moldauana) и от 2 февраля 1365 г. - terra Moldvana ( Molduana) ( с. 52 ).
Для работ подобного рода вполне естественно обращение к проблемам национального языка. Они тесно связаны с этнической историей. Здесь специально изучается происхождение и строение молдавского языка, письменность на этом языке, языковая жизнь молдаван в постсоветский период. Подчеркиваются особенности этого языка по сравнению с языком валахов, показываются языковые связи молдаван с восточными славянами, с которыми валахи не могли иметь массовые контакты. В книге подчеркивается более древнее существование глоттонима лимба молдовеняскэ (молдавский язык ) чем термин румынский язык, более богатая молдавская литература
XVII - XVIII вв. чем литература валахов ( с. 90 ). Самым тесным образом с этим вопросом связан и параграф под названием « Письменные источники », где подробно изучаются славяно - молдавские летописи и летописи на молдавском языке. Изучаются они прежде всего с точки зрения этнической истории молдаван, что раньше почти не находило своего отражения. В книге прямо пишется: « Первой письменной этнической историей молдаван следует признать « Сказание вкратце о молдавских господарях отколе начася Молдавская земля в лето 1359 г.» или по другому - « Молдавско - русская летопись», 1359 - 1504 гг. (с. 21).
Как известно, языковые проблемы в Молдавии носят не столько лингвистический характер, сколько политический и в книге показываются бурные дебаты на этот счет, которые вспыхнули в конце 80-х гг. XX в.Значительное место они заняли в уже упоминавшейся главе посвященной постсоветским этнополитическим процессам Это был период активного наступления на молдавское самосознание, возобновления борьбы между молдавофилами и румынофилами, которая в советский период почти полностью заглохла и с новой силой проявилась прежде всего в связи со столкновениями по поводу известных языковых законов 1989 г Уже в начале книги отмечается противоборство двух господствующих сегодня в Молдавии идеологий - молдовенизма, утверждающего самобытность и самостоятельность молдавского народа, и румынизма, сторонники которого отказывают молдаванам в праве считаться самостоятельным народом (с. 10 ). Эта глава вводит читателя в современные события и показывает в каких условиях все - таки удалось отстоять молдавскую государственность
В этой главе характеризуются исторические процессы характерные для тех молдаван, которые оказались в составе России. Эти процессы оцениваются как позитивные поскольку сохраняли молдавскую идентичность, не позволяли уничтожить молдавское самосознание, способствовали экономическому и культурному прогрессу. Они положили конец турецким и татарским набегам. Как отмечается в книге, на протяжении XVIII в. ногайцы, обычно при поддержке крымских татар, предприняли не менее семи крупных грабительских акций, опустошая территорию Молдавского княжества ( с. 62 ). Это только крупных акций, а мелкие набеги были постоянным явлением, препятствуя нормальному развитию княжества в целом и, особенно, районам в междуречье Прута и Днестра. Вхождение в состав России положило конец этим набегам, а также многочисленным войнам, которые шли в этом регионе.
Кстати, следовало бы подчеркнуть, что накануне русско - турецкой войны 1806 - 1812 гг. в состав Молдавского княжества входила уже меньшая часть междуречья, тогда как большая ее часть подчинялась турецким пашам и ногайским ханам. Вообще существовала угроза, что все эти земли будут превращены в османский пашалык. Бухарестский мир 1812 г. положил конец этим устремлениям и привел к созданию новой исторической общности - Бессарабской области, где была уничтожено существовавшее прежде территориальное размежевание. Это в свою очередь привело к заметному росту числа молдаван в составе России, численность которых по переписи 1897 г. составила 1135, 9 тыс. человек. ( с. 69 ). Как отмечается в книге, сразу после присоединения этих земель к России в качестве официальных языков здесь были установлены в законодательном порядке русский и молдавский языки. Они были подтверждены и специальным « Уставом образования Бессарабской области » от 29 апреля 1818 г., не без основания называющимся в книге первой конституцией Восточной Молдавии ( с. 94 ). К сожалению, в книге не нашло специального отражения молдавское движение в Запрутской Молдове с 1812 по 1859 г., то - есть не показана судьба молдаван западной части Молдавского княжества.
Возвращаясь к главе по проблемам постсоветских этнополитических процессов, следует отметить, что в ней главным вопросом национального движения молдаван признается языковое строительство, причем 60 - 80 - е годы XX в. признаются « самым продуктивным периодом всей молдавской истории » ( с. 138 ). Так вот, после этого «самого продуктивного периода», при том, что, как отмечается в книге, до конца 1980 - х годов молдавских националистических организаций с фиксированным членством и политическими программами не возникло ( с. с. 140 - 141 ), почему-то проявляется в Молдавии течение румынистов. При этом в книге подчеркивается, что « в перспективе конфликт двух национальных идеологий был неизбежен » ( с. 141 ). Он был неизбежен в тех условиях, когда после 1985 г. была поставлена задача смены общественного строя и сторонники капитализации страны видели в националистических движениях силы, которые должны были и нанесли удар по советскому устройству. Местное националистическое движение никогда бы не получило широкого размаха если бы не пришла поддержка из центра, то - есть из Москвы, и хорошо известно, что ему содействовали не только А.Н. Яковлев, но и сам М.С. Горбачев. Чем дальше, тем больше стала заметна поддержка, которую оказали националистам и из-за рубежа. Как и в других регионах СССР постепенно все более критический характер стали носить средства массовой информации. Они стали эксплуатировать экологические затруднения, сложные вопросы исторического прошлого, но особенно частыми стали выступления по языковым проблемам.
В книге подробно показано как борьба вокруг языковых проблем, которые во многом были надуманными, привела к расколу республики и появлению приднестровского движения. Сторонники молдавской идентичности отстаивали право на свое самоназвание, на сохранение лингвонима молдавский язык, вообще, на сохранение своей, молдавской государственности. Отдельный параграф книги носит название «Движение молдавистов и создание Приднестровской Молдавской Республики». В нем читатель может почерпнуть конкретные факты о том, как возникло молдавофильское движение, точнее будет сказано, возродилось, и как возникла Приднестровская Молдавская Республика. Как пишется в монографии, « события подтвердили приверженность молдаван Приднестровья молдавским национальным ценностям и традиции корректных межэтнических отношений » (с. 164 ). Во время местных референдумов 1989 - 1990 гг. около 90% приднестровцев высказалось за придание официального статуса в регионе наряду с молдавским также русскому языку и за создание региональной государственности, за использование русского гражданского шрифта и против румынского триколора. В таких условиях 2 сентября 1990 г. депутаты Советов всех уровней провозгласили на своем съезде в Тирасполе создание Приднестровской Молдавской АССР.
Примечательно, что если в молдавских районах междуречья Прута и Днестра Референдум 17 марта 1991 г. в значительной степени был сорван, хотя и там определенная часть населения вопреки властям в нем приняла участие, то по - другому дело обстояло в Приднестровье. В Референдуме по поводу сохранения СССР там приняли участие 84% граждан, занесенных в списки для голосования, из них 98% высказались за сохранение СССР. Можно не сомневаться, что если бы молдавские власти не сорвали проведение Референдума в других районах республики, то и там большинство населения проголосовало бы за сохранение СССР. Но даже в таких сложных условиях в Референдуме приняли участие 947 тыс. человек, то - есть более 50% граждан, участвующих в свободных выборах. В действительности же националисты Молдавии внесли свой вклад в разрушение союзной державы.
Однако молдавскую государственность удалось сохранить, как пишется в книге, «румынский национальный проект стался чужд молдаванам... Вопреки усилиям румынистов, молдавские традиционалисты сохранили преемственность молдавской государственности» ( с. 166 ). Самые крупные молдавские политические партии постсоветского периода - Аграрно - демократическая, Социалистическая, а затем и ПКРМ были партиями промолдавской ориентации, что позволило сохранить республику и внести специальный пункт в Конституцию, по которому официальным языком был признан молдавский язык, а русский по - существу провозглашен языком межнационального общения, то - есть он по - существу провозглашался официальным. Однако борьба на культурном фронте продолжалась и противная сторона добилась издания учебников по языку и литературе, а также по истории и географии явно антимолдавского плана. Как пишется в книге « новое поколение утрачивает традиционное наименование родного языка. Согласно переписи 2004 г. немногим более 480 тыс. молдаван назвали родной язык румынским» ( с. 176 ). Несмотря на это за объединение Молдавии с Румынией в 1999 г. высказалось по социологическому опросу лишь 2,2 % опрошенных. Примечательно, что примерно такой же процент населения республики назвал себя румынами.
Значительное место в рецензируемой монографии занимает повседневная жизнь молдавского народа - среда обитания, традиционные занятия, профессиональная культура и т.д. Характеризуя нахождение молдаван в составе Советского Союза, авторы подчеркивают, что « трудно не согласиться с тем, что оно коренным образом сказалось на социально - экономическом и культурном облике молдаван, их отраслевой и социально - профессиональной структуре » ( с. 335 ). Еще одним разделом, который отсутствует в монографии 1977 г. является параграф под названием « Эволюция соционормативной культуры », где основное внимание уделяется молдавскому обычному праву. Там совершенно справедливо подчеркивается, что в Молдавии до 40 - х гг. XVIII в. в правовой жизни значительную роль играли « обычаи земли » - по - молдавски обичеюл пэмынтулуй. Этим правом регулировался и ряд уголовных и процессуальных правоотношений. Игравшее существенную роль в эпоху средних веков оно постепенно теряет свое значение и в уголовном процессе в XIX в. полностью вытесняется общеимперским уголовным законодательством и только в гражданских делах могли использоваться нормы обычного права. В книге показываются особенности молдавского обычного права в области собственности, наследства, регулирования вопросов семейно - брачных отношений, завещаний и т.д. Их рассмотрение показывает своеобразие молдавских обычаев, свидетельствует о национальной культуре повседневности.
К числу разделов отсутствовавших в монографии 1977 г. можно отнести и специальный параграф носящий название « Православие в истории Молдавии » ( там были параграфы « Религиозные верования » и « Преодоление религиозных пережитков »), где дается краткая история молдавской церкви. Создание молдавской митрополии относится еще к концу XIV в. и она насчитывает многостолетнюю самостоятельную историю. Молдавские иерархи сами избирали митрополитов и это была одна из особенностей молдавской церкви. Молдавских митрополитов утверждали не патриархи, а господари. После 1812 г., когда территория между Прутом и Днестром вошла в состав России, создается митрополия Кишиневская и Хотинская, ставшая частью русской православной церкви. В нее вошли также приходы, которые подчинялись некоторое время так называемой Проиловской епархии, то - есть находившиеся на тех землях, которые управлялись турецкими пашами и татарскими ( ногайскими ) ханами. В книге отражается история молдавской митрополии, показываются сложности на ее пути, в том числе и проблемы сегодняшнего дня.
Возвращаясь к повседневной жизни молдавского народа, можно сказать, что в книге можно почерпнуть подробные сведения о пище и утвари, поселениях и жилищах, одежде молдаван. Например, как и в предыдущей монографии здесь присутствует отдельная глава об одежде молдаван, но, тем не менее, главы эти заметно отличаются между собой и в последнем случае явно заметно подключение новых материалов, что стало результатом последующей работы в этом направлении. Тоже самое следует сказать и о большой главе под названием «Традиционная обрядность ». Три автора писавшие по этой теме в предыдущей книге ушли из жизни и к написанию данной главы были подключены два новых исследователя. Они подробно рассказали о календарных обычаях и обрядах, свадебной обрядности, родильной обрядности, а также о похоронно - поминальной обрядности, материал о которой заметно более обширный чем в монографии 1977 г.
В книге нашли отражение и молдавский фольклор, и хозяйственные и художественные промыслы, и профессиональная культура, которым посвящены отдельные главы. Некоторое удивление вызывает отсутствие специального параграфа по молдавской музыке. В предыдущей книге имелись два соответствующих параграфа, один из которых был посвящен музыкальному фольклору, а другой - профессиональной музыке. Отсутствует и раздел о молдавской науке, в том числе гуманитарной и общественной, что имеет прямой выход на национальное самосознание. А что касается, например, раздела посвященного кино, то хотя он написан одним и тем же автором, в предыдущем издании он был по объему заметно более детальным. Грустно звучат последние слова этого параграфа и всей книги ( это был последний ее раздел при отсутствии заключения ) : «... мы говорим о нем ( о молдавском кино - В.Г. ) сегодня, увы, в прошедшем времени, ибо сегодня, в отличие от музыки, театра, живописи и других искусств, оно лишено возможности сколько - нибудь успешно продолжать свое бытие в качестве очевидной и значащей части национальной художественной культуры Молдовы».
Да, действительно, книга засвидетельствовала не только определенные позитивные сдвиги в жизни молдавского народа, но и негативные явления. Не случайно по сравнению с предыдущей книгой нет подробных разделов о развитии сельского хозяйства, промышленности, города и деревни. Глава под названием « Хозяйство » не отражает этих тем по отношению к современному экономическому развитию. Там подробно и с большим знанием дела говорится о традиционных зянятиях в области земледелия, животноводства, виноградарства и виноделия, садоводства и т.д. О сегодняшней экономике республики в книге сообщается очень мало. Правда, присутствует довольно подробный параграф под названием « Динамика отраслевого и социально - профессионального состава », в котором эти вопросы в определенной степени отражаются. Но по своему объему они заметно уступают разделам в книге 1977 г.
В этом параграфе показывается как постепенно шла урбанизация республики, менялся характер занятий ее населения, как росла численность населения занимавшегося умственным трудом. По Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. 95% молдаван Бессарабской губернии было занято физическим трудом. К концу 70-х гг. XX в. доля городских молдаван, занятых умственным трудом составила 29%, а среди сельских молдаван - 10%. В дальнейшем процент молдаван занимавшихся умственным трудом увеличился еще больше. В городах, например, с 1989 по 2004 гг. сфера умственного труда у молдаван расширилась с 32% до 55%. Произошло это, впрочем, в связи с заметным сужением сферы физического труда. Особое внимание привлекают те сдвиги, которые произошли в среде молдаван в постсоветский период. Резко возрос процент молдаван среди руководящих работников. Так, в 1996 г. молдаване составляли 96% работников Министерства приватизации, 89% Верховного суда, Министерства труда и Министерства образования, 87% Министерства здравоохранения ( с. 342 ). В свою очередь, среди представителей бизнеса молдаване составили лишь 40%. (с. 354 ).
Постсоветский период, как показано в книге, привел к развалу многих хозяйственных отраслей, к массовой безработице и небывалому в истории Молдавии отток>7 из нее трудоспособного населения. Как там пишется по официальным данным около одного миллиона молдаван - гастербайтеров выехало на работу за пределы республики. Это является сильнейшим ударом по производительным силам республики и привело к фактической ее деиндустриализации. Особенно пострадали
машиностроительная, химическая и легкая промышленность. Только производство тракторов в Молдавии с 1991 по 2005 гг. снизилось в 16 раз. В 2005 г. в структуре промышленности республики около 60% составляло производство пищевых продуктов, а машин и оборудования - только 3%. Численность работников промышленности и строительства сократилась втрое, работников науки в 4 раза ( с. 344 - 345 ). Вместе с тем резко возрастала сфера торговли, заметно увеличился приток иностранного капитала. Обращено в книге внимание и на экономическое положение населения современной Молдавии. В ней признается снижение уровня жизни подавляющего большинства населения, падение заработной платы. В 1995 г. в Молдавии среднемесячный размер заработной платы составлял всего 32 доллара. В 2006 г. она составила уже 130 долларов США, но была значительно меньше чем в России и многих других странах.
Выход рецензируемой книги, конечно, следует отнести к заметным явлениям современной историографии. Можно себе представить какие сложности пришлось преодолеть авторскому коллективу, редакторам и руководителям серии « Народы и культуры », которая, тем не менее, пополнилась еще одним томом, среди прочего свидетельствующим о том, что российско - молдавское научное сотрудничеств, несмотря на все проблемы последнего времени, все - таки продолжается.

Гросул В .Я. - главный научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор. Москва, 115551, ул. Шипиловская 18, кор 1, кв. 166. Тел. 8-495- 392 - 57 - 32 (д.); 8 - 499 - 126 - 94 - 05 ( с.).


Комментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить




Последние новости


bukovel-2020.jpg
Вторник, 28 Январь 2020 09:28
О своем путешествии в Буковель рассказал в своем блоге Владимир Карманов, автор канала "Взял и
dt-ferentari.jpg
Пятница, 22 Ноябрь 2019 11:20
Речь об этом идет в новом сюжете кишиневского блогера Владимира Карманова, который на этот раз поехал
macedonia.jpg
Среда, 13 Ноябрь 2019 09:49
В ходе своего путешествия по Балканам, молдавский блогер и автор канала "Взял и поехал" Владимир
kyustendil1.jpg
Среда, 06 Ноябрь 2019 18:07
Молдавский блогер Владимир Карманов, который уже несколько лет путешествует по миру и ведет канал
130528-1.jpg
Понедельник, 17 Июнь 2019 06:07
Бизнесмен из Казахстана Кенес Ракишев считает благотворительность естественной потребностью
photo2.jpg
Суббота, 15 Июнь 2019 12:49
Сейчас середина июня и пляжный сезон в Затоке набирает обороты с каждым днем. Однако, в самом центре
116966-1.png
Четверг, 28 Март 2019 20:18
Главными преимуществами компании являются высокие коэффициенты и большой выбор
6242894.png?1574309
Среда, 27 Март 2019 08:09
О CRM-системах написано и написано много вещей, но не всегда только правда. Использование этого класса
lichtenstein.jpg
Вторник, 19 Март 2019 15:37
Блогеры молдавского канала путешествий "Взял и Поехал" сняли сюжет об одном из самых крошечных
123.jpg
Пятница, 01 Март 2019 11:47
1xBet - одна из лучших букмекерских компаний, которая ведет свою деятельность не только в СНГ, но и по
Студенты юридического факультета госуниверситета РМ будут обучаться в новом корпусе

Авторизация на сайте